Бьорк: Однажды в студеную зимнюю пору
#ukmag #сРождеством #björk
А вот древнее видео из архивов исландского ТВ, на котором невозмутимая одиннадцатилетняя малютка Бьорк читает на родном языке рождественскую сказочку в сопровождении очень серьезных старшеклассников из Детской музыкальной школы в Рейкьявике.
Об исландском подходе к образованию говорит тот факт, что частая гостья директорского кабинета, которую, как говорят, раздражала школьная программа “ретро, постоянная чушь от Бетховена и Баха”, была удостоена главной роли в рождественском выпуске 1976 года для Национальной службы вещания.
Кроме того, оказалось, что маленькая Бьорк, на редкость уверенная в себе дочь богемной матери-одиночки, была, безусловно, самым харизматичным ребенком, зачисленным в Барнамусиксколи.
Менее чем через год ее одноименный первый альбом разошелся тиражом 7000 копий в Исландии, что почти платина, поскольку население страны в то время составляло пару сотен тысяч с небольшим.
Бьорк заключила контракт со звукозаписывающей компанией после того, как запись ее диско-хита Тины Чарльз 1976 года “I Love to Love” прозвучала на единственной радиостанции Исландии. Альбом, названный просто "Björk", был чем-то вроде семейного дела. Пока Бьорк пела и играла на флейте и саксофоне, ее отчим Севар Арнасон подыгрывал на гитаре, а ее мама, Хильдур Хауксдоттир, оформляла обложку альбома. В целом, пластинка звучит именно так, как вы могли бы ожидать от исландского альбома 70-х в исполнении певицы-подростка — отчасти ABBA, отчасти King Crimson и что-то в духе ранней Майли Сайрус. Бьорк исполняет довольно заводные каверы на песни The Beatles “Fool on the Hill” ("Álfur Út Úr Hól") и “Your Kiss is Sweet” Стиви Уандера и Сириты Райт, обе поются на исландском. Есть также не менее заводной психоделический инструментальный трек, посвященный художнику Йоханнесу Кьярвалю, чья работа запечатлена на исландской валюте. На заработанные от продаж альбома деньги Бьорк купила себе пианино и сама начала писать песни.
Что касается религиозного уклона вышеупомянутого спектакля, то это не отражало ее личные убеждения. Как она рассказала британскому музыкальному веб-журналу "Drowned in Sound" в 2011 году: "...природа — это моя религия, в некотором смысле… Я думаю, что у каждого есть своя личная религия. Я думаю, что меня беспокоит, когда у миллионов она одна и та же. Это просто не может быть правдой".
Однако, хотя посещаемость исландской церкви может быть весьма скромной, но подавляющее большинство ее граждан относят себя к лютеранской или какой-либо другой христианской конфессии.
Исландцы также верят в эльфов и в тринадцать некогда грозных святочных парней, потомков людоедов Грилы и Леппалуди. К тому времени, когда Бьорк появилась на земле, они уже давно эволюционировали, благодаря сочетанию иностранного влияния и общественного договора, в более добрую, нежную версию, не совсем в стиле Санта-Клауса, которая обращается к аудитории в начале выпуска.